Все лучшее детям. Новый айфон, или муки свободы выбора

«Все лучшее — детям». Автора этой фразы сегодня вряд ли удастся установить с точностью. Наверное, не так уж и важно, кто первым произнес слова, выразившие политический смысл момента и ставшие руководством к действию для нескольких поколений россиян. Бесспорно одно: с первых дней советской власти массированные инвестиции в детство стали одной из самых зримых черт нового времени.

Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель

эксклюзивные подарки на день рождения

подарки на день рождения детям

В Англии, когда ребенок переходит улицу, все останавливается.

В России ребенок все приводит в движение.

«Его Величество Ребенок» — это сказала Европа, а осуществляет Россия.

(М. Цветаева, 1932 г.)

день рождения подарки

«Все лучшее — детям». Автора этой фразы сегодня вряд ли удастся установить с точностью. Наверное, не так уж и важно, кто первым произнес слова, выразившие политический смысл момента и ставшие руководством к действию для нескольких поколений россиян. Бесспорно одно: с первых дней советской власти массированные инвестиции в детство стали одной из самых зримых черт нового времени.

Воспитание нового человека

Молодой советской стране, всей сутью своего уретрального менталитета устремленной в будущее, как воздух нужны были новые люди — без пережитков буржуазного прошлого, без клейма животного собственнического инстинкта, без намека на националистическую вонь — люди будущего. Воспитание таких людей и стало первоочередной задачей власти, условием выживания страны и залогом продолжения нового государства во времени.

Советское государство не на словах, а на деле заботилось о подрастающем поколении. Детям действительно отдавали лучшее. В бывших помещичьих усадьбах размещались детские здравницы и дома пионеров, строились новые школы и детские сады, шла непримиримая война с безнадзорностью. Чужих детей не было. Беспризорники воспитывались в коллективе по уникальной методике А. С. Макаренко. позволившей каждому стать полноправным членом общества.

Высокая культура стиха (М. Цветаева)

Нигде в мире охрана материнства и детства не была поставлена на такую высоту, советское всеобщее среднее образование справедливо считалось лучшим. Для детей творили лучшие писатели, поэты, художники, качество детской литературы в СССР было превосходным. На фоне безграничного предложения современных электронно-полиграфических изысков трудно поверить в тот почти столетней давности прорыв в литературе для детей. Обратимся к мнению современника — поэта Марины Цветаевой.

Вот что она пишет о советских детских книжках: «Высокая культура стиха. Так в моем детстве и поэты для детей не писали. Сама тема этих книг: реальная, в противуположность так долго и еще так недавно господствовавшей в русской дошкольной литературе лжефантастике, всем этим феям, гномам, цветочкам и мотылечкам, не соответствующим ни народности (первые), ни природе (вторые). …Есть и в новой детской литературе бараны, но — именно бараны, и пасутся они на пастбищах Туркестана, и шерсть у них клочьями, а не завитая у парикмахера… Кстати, о бумаге: отличная. Печать крупная, черная, именно — четкая. А об иллюстрациях нужно было бы отдельную статью… Высокая культура руки и глаза. Возьмем копеечное (цена 1 копейка) издание пушкинских сказок. «О Золотом петушке», о «Рыбаке и рыбке» — на 16 стр. текста — 8 страниц картинок, в три цвета. И — какие картинки! Никакой довоенный Кнебель не сравнится. За копейку ребенок может прочесть и глазами увидеть сказку Пушкина » (М. Цветаева «Сочинения», в 2 т. т. 2, М. «Худ. лит.» 1988 г.).

«За копейку» увидеть Пушкина, услышать Чайковского и Римского-Корсакова в первом театре с репертуаром для детей — Детском театре Моссовета, руководимом удивительной Наталией Сац, бесплатно отдохнуть в пионерском лагере или детском санатории — все это было реальностью для всех детей страны Советов. Стоимость посещения детского сада, музыкальной или спортивной школы колебалась от символической до нулевой, множество бесплатных кружков и спортивных секций давали возможность детям, независимо от доходов их родителей, развиваться в соответствии с природной заданностью.

«Я ребенок, дайте мне лучшее»

Сейчас можно часто услышать, что советские игрушки были убогими, а одежда уродливой. Доля правды в этом есть. Бледно выглядит бесполый пупс рядом с красоткой Барби. Современные детишки поголовно щеголяют в модной одежде, а игрушки имеют просто фантастические. И все же. Неужели эта одежда и эти игрушки — действительно лучшее, что мы можем им дать, зачастую отказывая себе в необходимом?

В новых условиях кожной фазы развития общества ребенок — один из показателей состоятельности родителей, их успеха в жизни. Мы давно уже не ждем помощи от государства, но все так же готовы предоставлять нашим детям только лучшее: самую модную одежду, самые продвинутые игрушки, самую престижную школу, машину и пр. Общество потребления нашими руками, а точнее коллективными бессознательными представлениями из комплементарного нашему уретральному менталитету советского прошлого, уверенно превращает наших детей в капризных и требовательных потребителей.

Привыкшие давать родители не умеют иначе. Не осознавая системно происходящих с ними психических процессов, из самых лучших побуждений российские родители переносят неуемную отдачу уретральной ментальности на наиболее доступный объект — любимое чадо, чем вымащивают ему дорогу в самый настоящий ад, в тупик бесконечного потребления. Кожной рациональности, ограничивающей инвестиции в детишек даже в самых состоятельных семьях, у нас нет.

Приятно получать удовольствие от отдачи хотя бы и по компенсаторному принципу, близкому анальному психотипу: «У меня такого не было, пусть у ребенка будет». А ведь стремительно развивающиеся в кожную фазу технологии предоставляют каждому новому поколению буквально все, чего в помине не было у родителей, только успевай оплачивать. Понятно, что привыкшее получать чадо не спешит взрослеть. Застревая в уютных подгузниках инфантильности, такой человеческий аксолотль закономерно превращается в недоразвитого и нереализованного неадаптанта. К сожалению, все больше российских семей сталкивается с проблемой инфантилизма выросших детей: «Мы столько в него вкладывали, от себя отрывали, а он…»

Новый айфон, или муки свободы выбора

Получается, старый советский лозунг «Все лучшее — детям» в новых кожных условиях не работает? Кому же тогда следует отдавать лучшее? Специалисты советуют обратиться к историческому опыту патриархальной крестьянской семьи, где лучший кусок полагался не ребенку, а кормильцам — отцу и взрослым детям, работающим наравне с ним. Предлагается объяснять ребенку, что зимние боты для мамы важнее нового айфона для него.

Наверное, это правильные мысли. Только будут ли они адекватно восприняты ребенком, вынужденным оперировать материальными объектами, ценность которых сопоставима, следовательно, приоритет так и останется спорным? Скрепя сердце под давлением взрослых ребенок, может, и согласится с нужностью зимних ботинок для мамы, но в душе останется обида на мать. сформируется первое «недодали», первая злоба и жажда реванша. Вырастет такой обделенный-недооцененный и обязательно постарается сравнять счет, уравновесить недоданное своей недоотдачей родителям, детям, обществу. Как научить ребенка отдавать с радостью?

Российские дети и их системно мыслящие родители имеют неоспоримое преимущество перед остальным миром — наши общие ментальные ценности: уретральная отдача, мышечное единение, звуковой приоритет духовного над материальным. Помочь ребенку с малолетства приобщиться к этим удивительным дарам наших предков — задача воспитателя. Значение русской литературы здесь трудно переоценить.

Чтение русской классики вместе с ребенком, ненавязчивое акцентирование ключевых свойств российского менталитета, сопереживание героям Пушкина, Лермонтова, Горького, Гайдара, других прекрасных представителей русского слова, беседы на вечные темы с наведением «мостиков» от сказки к реальности, от истории из старинной жизни к окружающей ребенка действительности — все это создаст в душе ребенка необходимую основу для формирования уникальной российской системы ценностей, где выбор между получением для себя и бескорыстной отдачей на благо другого невозможен в принципе, как выбор между дышать и не дышать. Жить физически значит дышать, быть русским психически, ментально значит отдавать.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана учит родителей видеть и понимать глубинное устройство психики своих детей с младенчества. Зная свойства каждой векторальной составляющей и правила смешения векторов, несложно представить себе как благоприятный, так и неблагоприятный жизненный сценарий человека. Осознание прямой зависимости счастья своего ребенка от степени развития его психического заставляет системно мыслящих родителей (воспитателей) прикладывать все усилия к максимальному раскрытию природных способностей ребенка, то есть к выводу всех его векторальных свойств наружу, в отдачу на благо другим людям, стране, стае.

Не случайно уже в самом понятии «развитие» системно заключено понятие «наружу», в отдачу. Развиться «для себя» нельзя, куцее удовольствие от самосовершенствования ради самоудовлетворения невозможно сравнить с бесконечным наслаждением от отдачи своих способностей на общее благо.

В двух словах, системно-векторная психология Юрия Бурлана именно об этом — о жизненной необходимости отдачи каждого для выживания всех. Это знание и есть то лучшее, что мы обязаны передать детям.

by