Новый год — как появился праздник новый год на руси

Как появился праздник Новый год на Руси

Новый год — особенный праздник. С одной стороны, он самый серьезный из всех: ведь наша жизнь измеряется годами, и каждый раз 1 января воспринимается как новый рубеж. А с другой стороны, этот же праздник и самый не­серьезный: даже взрослые люди радуются, как дети, ждут подарков от Деда Мороза и верят в новогодние чудеса. Ни один из других праздников не имеет такого количества бесконечно милых сердцу атрибутов: елки, гирлянды, игрушки, подарки, свечи, бенгальские огни, фейерверки, мишура, маски, шампанское, конфетти, хороводы...

Теперь уже трудно представить, что наши далекие предки обходились без всего этого великолепия, ведь традиция отмечать приход Нового года с таким размахом складывалась постепенно, на протяжении веков.

Читая о долговечности древних народов, продолжительность жизни которых, особенно ветхозаветных, равнялась нескольким столетиям, историки и ученые искали причины и объяснения этого изумительного явления. И оказалось, что весь смысл этого явления на самом деле заключается в том счете дней и месяцев в году, который вели наши отдаленные предки. Греческий историк Плутарх говорит, что римляне считали сначала год состоящим из десяти месяцев, некоторые народы - из трех, египтяне - из одного даже. Доказательством счета римлянами года десятью месяцами служит само их название, соответствующее названию чисел: сентябрь - седьмой, октябрь - восьмой и пр.

На Древней Руси названия месяцев были чисто славянские, согласованные с временными явлениями или действиями природы, но мало-помалу Русь восприняла названия месяцев, как и празднование Нового года, у европейских народов.

Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы и большей частью было приурочено к марту. С марта же считалось новолетие и у римлян. Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные предприятия, считая его благоприятным днем. В этот же день принято было делать друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками; последнее практиковалось, конечно, только среди богатых людей. Преимущественным правом быть одариваемыми пользовались патриции, высший класс, или аристократия. Каждый клиент должен был поднести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай стал впоследствии обязательным для всех жителей Рима.

Во Франции новолетие считали до 755 года с 25 декабря, затем с 1 марта, в XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока, наконец, не установлено было в 1564 году, указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло в половине XVI века, а в Англии - в половине XVIII века. В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, также начинали летосчисление или с марта, или, реже, со дня св. Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III Васильевич окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда повелено было платить дань, пошлины, различные оброки и т. п., а для того чтобы придать большей торжественности этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости.

Первообразом той церковной церемонии, с какою происходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, в царский период ее существования, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим. Один из иностранных современников так описывает виденное им в России в 1636 году торжественное зрелище встречи Нового года: «На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (Успенский собор), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников: все в церковном облачении с множеством образов и с развернутыми старыми книгами. Его Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади. Великий Князь с непокрытой головой и патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнес благословение Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил пожелания. Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: «Аминь!» Сирые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения эти относились в царские покои».

Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября 1698 года, проведен был весело, в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводою Шейным, собравшим невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов. К ним подходил сам царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий. Царь Петр Великий, явившись в Успенский собор в сопровождении своего малолетнего сына Алексея и супруги царицы Евдокии, одетый уже на немецкий лад, как и прочие присутствовавшие, за исключением вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны, сам поздравлял народ с Новым годом, с новым счастьем. Гвардия была в синих мундирах с красными обшлагами и высоких ботфортах.

Петр Великий изменил коренным образом наше летосчисление и способ празднования Нового года. В первый год XVIII столетия он уже приказал вести летосчисление от воплощения на земле Богочеловека, отменив летосчисление от дня сотворения мира. Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им в Голландии и других странах Западной Европы. В оправдание своих начинаний царь приводил те простые и очевидные основания, что «не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашею церковью во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его великого государя подданные черкесы (малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т. е. января 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах».

Проведение в жизнь этой реформы великого царя, имевшей важное общественное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чем-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, стоя на котором так, чтобы было видно всему народу, царский дьяк громко читал царский указ о том, что великий государь Петр Алексеевич повелел «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 января от Рождества Христова». В знак того доброго начинания и нового столетнего века, «после благодарения Богу и молебного пения в церкви», поведено было: «по большим проезжим улицам и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевелевых. А людям скудным (т. е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. ...а стоять тому украшению по 7-е число того же года. А в 1 - й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, с 1 - го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы».

Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной. Утром 1 января 1700 года он командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек, и вечером того же дня москвичи увидели в небе грандиозный фейерверк. Подобным образом у нас празднуют Новый год вот уже 300 лет.