Лиги

Американский профессиональный спорт все послевоенное время держится, как на четырех китах, на четырех крупнейших лигах: бейсбольной МЛБ (основана в 1903 году), хоккейной НХЛ (год основания — 1917), футбольной НФЛ (1920 год) и самой молодой — баскетбольной НБА (1946 год). Это одновременно четыре крупнейшие спортивные лиги во всем мире — только соккерные Английская Премьер-лига и Бундеслига способны конкурировать с НБА и НХЛ по объемам годовой прибыли, однако цифры НФЛ и МЛБ для них недостижимы.

Крупнейшие спортивные лиги по уровню дохода

Это в полной мере отражает популярность американского футбола и бейсбола в США. Согласно опросам. порядка 35–40% американцев называют своим любимым видом спорта футбол, еще 12–15% бейсбол.

веселый праздник

Все четыре лиги пережили в своей истории непростой этап зарождения и становления, причем три из них — в те далекие времена, когда профессиональный спорт как явление только зарождался. Были и несколько этапов расширения — в результате число команд выросло до 30 (в НФЛ до 32). Это позволило охватить все сколько-нибудь крупные медийные рынки на территории США, предоставив возможность большинству американцев болеть «за своих».

ответное слово от юбиляра гостям в прозе

Хотя начиналось все куда как скромно. В 1920 году, когда НФЛ впервые объединила под своей эгидой 14 профессиональных команд по американскому футболу, профессиональный спорт находился в тени куда более популярного студенческого. Именно колледжи были местом, где выступали лучшие игроки, менялись правила и внедрялись новые тактические схемы. Однако ситуация постепенно менялась, чему способствовал переход вчерашних студентов в профессиональные команды НФЛ, где они играли уже за деньги. Эта система породила проблему актуальную для всех европейских соккерных лиг: богатые, нанимая лучших молодых игроков, становятся сильнее, а бедные слабеют. Очевидно, что условный «Реал» на протяжении десятилетий выступает лучше условной «Осасуны» прежде всего по причине вопиющего неравенства финансовых возможностей. Поэтому в 1935 году на встрече владельцев команд НФЛ генеральный менеджер аутсайдера лиги «Филадельфии Иглс» Берти Белл заявил о несправедливости такой ситуации. С ним согласились владельцы богатых команд, прекрасно понимавшие, что отсутствие конкуренции и интриги пагубно сказывается на интересе зрителей. Так родилась идея драфта, позже подхваченная в США другими профессиональными лигами. Первый драфт НФЛ состоялся в феврале 1936 года в Филадельфии, в здании отеля Ritz-Carlton. На доске были написаны фамилии игроков колледжей, а владельцы команд выбирали их в той очередности, в какой расположились команды по итогам сезона. Закончившие прошлый сезон с худшим соотношением побед и поражений «Иглс» выбирали первыми, а ставшие лидерами «Нью-Йорк Джайнетс» — последними. И хотя не все выбранные студенты надели форму профессиональных команд, начало было положено.

Следующий скачок популярности НФЛ стал возможен благодаря техническому прогрессу. Распространение телевидения сделало реальностью общенациональные трансляции, и в конце 50-х годов футбол отбирает у бейсбола звание национального спорта. Именно контракты с телеканалами послужат основой процветания Лиги. Которая в 1960 году устранила своего самого серьезного конкурента, поглотив Американскую футбольную лигу, и вобрала в себя команды из АФЛ. Хотя формально это было слияние, символом которого стала чемпионская игра между победителем Национальной и Американской конференции. Сегодня это зрелище известно как Суперкубок — самое транслируемое в США спортивное событие, за ходом которого в этом году наблюдало 111 миллионов человек, а тридцатисекундный рекламный ролик стоил рекламодателю больше 5 миллионов долларов.

аниматоры на день рождения ребенка

Как клубы зарабатывают деньги

Телевидение остается главным источником доходов для Лиги. К заключенному в 1961 году договору с CBS добавились контракты с другими американскими медийными монстрами — FOX, ESPN, NBC — в 2016 году они принесли НФЛ почти 5 миллиардов долларов. Вместе с контрактами с Direct TV и различными радиостанциями цифра достигнет 7,3 миллиарда в год. Общая же выручка достигла 13 миллиардов, причем (по оценке комиссионера Лиги Роджера Гуделла) к 2027 году она удвоится. Стоит отметить, что сам Гуделл только за 2014 год получил как комиссионер лиги 34 миллиона долларов.

Часть денег от этих телевизионных контрактов получают и клубы. Сейчас каждая из 32 команд НФЛ получает около 200 миллионов долларов (оценочно 228 миллионов в 2016 году) от контрактов еще до начала сезона. Уже эти деньги позволяют полностью компенсировать траты на контракты самих футболистов (о них ниже). Кроме того, 40% выручки от продажи билетов и командной атрибутики клубы передают Лиге, которая затем распределяет их поровну между всеми командами. Это приносит франшизам еще несколько десятков миллионов долларов ежегодно. Однако для самих клубов важнейшей статьей дохода остается продажа сезонных абонементов и билетов в VIP-ложи и корпоративные боксы — 100% выручки от таких сделок клубы оставляют себе. Это стимулирует владельцев клубов либо перестраивать стадионы, увеличивая их вместимость как раз за счет VIP и корпоративных лож, либо строить новую арену.

Стадионы

Стадионы, на которых проводятся игры НФЛ — это квинтэссенция американского футбола и самой Америки. Огромные, заполняемые до отказа арены с гигантскими экранами, десятками магазинов и множеством забегаловок становятся одним из главных генераторов прибыли для франшизы. Средняя посещаемость НФЛ в последние годы колеблется в пределах 65–68 тысяч человек — это в два раза больше чем в Английской Премьер Лиге.

Средняя посещаемость крупнейших спортивных лиг

by