Для почты и пассажиров: как зародился общественный транспорт в Кирове?

Уже в дореволюционные времена тогдашняя Вятка считалась довольно крупным городом и нуждалась в собственном общественном транспорте. До Первой мировой войны будущий Киров трижды имел шанс наладить пассажирские перевозки, но в 1908 году городская дума не разрешила купцам строить конку, в 1910 году обанкротилось омнибусное предприятие, основанное за год до этого, а утвержденным в 1914 году планам строительства трамвая не позволили воплотиться в жизнь война и революция. Но город в результате катаклизмов не уменьшился, и проблема не исчезла.

Любопытно, что первые пассажирские перевозки в городе организовала фирма, к компетенции которой это, казалось бы, не относится. В 1927 году здешняя почтово-телеграфная контора получила в свое распоряжение два чуда техники, предназначенные в равной степени для перевозки как почты, так и пассажиров. Основной деятельностью владельца была, конечно, доставка почты, но руководители решили, что транспорту не стоит простаивать в свободное время, особенно если это поможет городу. В итоге в конце октября 1927 года контора объявила, что после выполнения своей основной работы автобусы будут выходить на городские маршруты и возить всех желающих за небольшую мзду.

Получается, ни о какой регулярности не могло быть и речи – нельзя было заранее предсказать, когда автобус справится со своей основной работой. Более того, из-за перевозки почты он даже теоретически не мог курсировать по маршруту весь день. В наши дни такое начинание оказалось бы априори убыточным, но в Вятке тогда просто не было конкуренции – ни другой городской транспорт, ни центральный таксопарк в Кирове еще не появились. В таких условиях при стоимости проезда в 15 копеек за остановку всего за 9 дней курсирования от случая к случаю городской транспорт собрал 800 рублей чистой прибыли!

При сногсшибательной экономической успешности проект прикрыли всего через обозначенные 9 дней – видимо, с приближением зимы дороги испортились, и автобусы уже просто не успевали возить еще и пассажиров. Но, поскольку новшество было высоко оценено горожанами, городские власти дали приказ той же конторе организовать на следующий год пассажирские перевозки уже полноценно, отдельным транспортом. В мае 1928 года был куплен первый сугубо пассажирский автобус, и хотя его кузов был фанерным, а сам он из-за раскисших дорог мог простаивать неделями, лед тронулся, и у вятичей появилась надежда.

by